27 сентября 1866 года в семье крестьянина Владимирской губернии родился Михаил Дмитриевич Челышев, имя которого вошло в историю Самары. Имея всего лишь домашнее образование, он сумел стать гласным Самарской городской думы, городским головой, депутатом 3-й Государственной Думы. Человек несомненно талантливый, к сожалению, посвятил всю свою жизнь бесплодной борьбе с пьянством.
О жизни и деятельности Михаила Дмитриевича писали многие исследователи. Однако по сей день остается загадкой источник благосостояния крестьянской семьи. Легенда о том, что купец Аржанов, увидев читающего книжку Михаила, пригласил его к себе в контору и подарил 10 тысяч рублей, несостоятельна. Несостоятельна по той причине, что Семен Ларионович Аржанов по свидетельству современников скуп до крайности, «деньги любит выше всего» и разорил не одного купца. Не отличался щедростью и сам Михаил Дмитриевич. В лепту борьбы с пьянством он внес только свои пламенные речи, смысл которых сводился к одному: запретить продажу спиртных напитков. Когда с началом первой мировой войны правительство страны и Самарская городская дума пошли на такой шаг, люди стали травиться «савраской», «политурой», «кислушкой».
Ничем примечательным не отмечена деятельность Михаила Дмитриевича и на посту городского головы Самары. Будучи депутатом Государственной Думы, он месяцами жил в столице, делами города не занимался. 12 октября 1910 терпение гласных истощилось, и они направили ему телеграмму с требованием немедленно возвратиться «…для исполнения своих обязанностей в Самару и впредь не отлучаться без согласия Думы».
Губернатор Н.В. Протасьев опротестовал демарш думцев, но в мае следующего года более двадцати гласных Самарской городской думы выступили с заявлением в котором вновь обвинили М.Д. Челышева в неисполнении обязанностей городского головы. « В те…очень немногие дни, когда он пребывает в городе Самаре, он не может сразу войти в курс тех дел, которые прошли или были налажены в его отсутствие и вносит в эти дела только один хаос. Обладая крайней самоуверенностью, он начинает делать безапелляционные распоряжения, идущие в разрез тому направлению дел, которое создавалось в его отсутствие».
Гласные предложили Михаилу Дмитриевичу добровольно оставить пост городского головы. Он ответил на это так: «…стоя во главе движения за уничтожение народной отравы в России алкоголем, я полагал и полагаю, принести этим своей любимой родине, а вместе с тем и городу Самаре, не меньшую, а большую пользу, чем, если бы я находился неотлучно в Самаре и занимался только делами города».
Его позицию поддержали 27 гласных. 23 выразили ему недоверие. Итоги голосования подвигли Михаила Дмитриевича сказать: « Я как раньше высоко держал голову, так и впредь буду держать. Не трогайте больше меня. Я не хочу, чтобы прикасались ко мне грязными руками». После всех этих событий о плодотворной работе Самарской городской Думы не могло быть и речи.
В 1912 году М.Д. Челышев не был переизбран в Государственную Думу. Перед ним открывалась возможность целиком отдаться работе на благо Самары, но в октябре он добровольно оставляет пост городского головы.
Скончался Михаил Дмитриевич 13 сентября 1915 года во время неудачной операции аппендицита. Самарская городская дума решила переименовать Саратовскую улицу (Фрунзе) в Челышевскую, учредить стипендии его имени в реальном, коммерческом и женском училищах, поставить ему бронзовый памятник в соборном садике, открыть в городе музей по борьбе с пьянством, носящий имя поборника трезвости.
Последнее решение вполне понятно и оправдано. Однако нынешние поклонники самарского предшественника М. С. Горбачева пошли еще дальше. Его именем назвали музей истории города, 1995 год объявили «Годом Челышева», десятки восторженных статей «самарскому Катону» посвятили журналисты. При этом как-то забывают о характеристике, которую дал ему Л.Н. Толстой: « Соединение ума, тщеславия, актерства и мужицкого здравого смысла и самобытности». И что в нем было больше, одному Богу известно.
|