1 марта 1970 года на Волжском автозаводе в Тольятти были сварены
первые 10 кузовов будущих "Жигулей". Их непривычная форма все еще поражала
многих, хотя по дорогам области уже больше года разъезжали широкие, приземистые
"Фиаты-124" - прототипы новой отечественной машины.
Посмотреть на новые кузова - творение собственных рук -
приходили люди со всего завода, но к ним близко не подпускали, а фотографировать
запрещали категорически. Первые автомобили ВАЗ должны были стать сюрпризом к
100-летию со дня рождения В.И.Ленина.
Вообще-то первым кузовам
надлежало стать учебными - на них должны были отрабатываться сборочные операции.
Но желание отрапортовать к юбилею вождя о выпуске новых автомобилей было столь
велико, что шесть самых лучших корпусов стали готовить к сборке. На остальных и
последующих итальянские специалисты должны были учить приемам сборки сначала
мастеров и бригадиров, а потом и рядовых работников главного
конвейера.
Однако группе руководителей сборочного производства
удалось "заначить" один черный кузов. Его отвезли подальше от любопытных глаз, в
специально отгороженный закуток. Потом сюда привезли все необходимые детали,
мотор, колеса, сидения, и по чертежам, по собственному наитию ведущие инженеры
ВАЗа стали собирать машину сами, без помощи иностранных специалистов.
В день, когда должна была начаться учебная сборка, принаряженные итальянцы
пришли чуточку раньше, чем всегда. Однако обычно пунктуальные главные
специалисты ВАЗа почему-то опаздывали. Они прибыли через несколько минут … на
машине собственной сборки. Удивлению шефов-монтажников не было предела. Они
поняли, что русские могут сделать все и без них.
За рулем этой первой
"копейки", как назовут потом за простоту и дешевизну ВАЗ 2101, посидели почти
все будущие руководители Волжского автозавода. На ней ездили по делам, возили
комплектующие, по ней подгоняли детали и узлы будущих "Жигулей". Но эта машина
не имела заводского номера и считалась "незаконной". По распоряжению главного
конструктора ВАЗа ее вскоре пришлось разобрать, а узлы и агрегаты отправить на
дальнейшие испытания. Но этот автомобиль очень помог выпуску первых
тольяттинских малолитражек. 19 апреля были изготовлены первые шесть автомобилей
ВАЗ. А уже в мае их было собрано 75 штук.
|