5 марта 1942 года в Самаре, тогда Куйбышеве, произошло крупное
событие в истории отечественного музыкального искусства – здесь впервые
прозвучала Седьмая (Ленинградская) симфония Дмитрия Шостаковича.
При переполненном зрительном зале Куйбышевского театра оперы и
балета ее исполнил оркестр Большого театра Союза ССР. Дирижировал лауреат
Сталинской премии, Народный артист СССР Самуил Самосуд. «После первой части
симфонии публика устроила Д.Шостаковичу восторженную авацию…
А по
окончании концерта наградила композитора бурными, долго не смолкавшими
аплодисментами. Исполнение симфонии – большое и радостное событие в истории
культуры. Оно будет вписано в историю культурной жизни города Куйбышева» -
писала на другой день областная газета «Волжская коммуна».
Дмитрий
Дмитриевич Шостакович не предполагал, что судьба забросит его в город на Волге.
«Когда твой дом горит, надо быть там и тушить пожар»,- говорил он в дни осады
родного Ленинграда. Он три раза просился на фронт, но ему все время отказывали,
убеждая, что в тылу он нужнее. В конце концов, его все же зачислили в народное
ополчение… заведующим музыкальной частью, которая состояла из одних баянов.
Шостакович вступил в ряды добровольцев-пожарных. Однажды во время дежурства на
крыше Ленинградской консерватории его сфотографировали в форменной робе и каске.
Этот снимок молодого, но уже известного композитора опубликовали многие газеты и
журналы мира. Однако 30 сентября 1941 года из Смольного пришел категорический
приказ об эвакуации. Так Дмитрий Дмитриевич оказался сначала в Москве, а потом в
Куйбышеве. Именно здесь он дописывал начатую в Ленинграде Седьмую
симфонию.
Музыканты ГАБТ репетировали симфонию в фойе Дворца культуры
имени Куйбышева всю зиму. Временами было очень холодно, но никто не жаловался.
Все понимали, что делают большое и ответственное дело. Главный дирижер С.Самосуд
говорил тогда: «Значение симфонии – в ее политическом звучании. В тот момент,
когда мир повержен в пучину небывалого катаклизма – в этот момент именно в
Советской стране появляется такой Эльбрус музыкального творчества, как Седьмая
симфония».
Перед премьерой была выпущена программа концерта с
портретом Шостаковича на титульном листе. На второй странице – предисловие
самого автора, в котором он писал: «Ленинградская симфония – программное
сочинение, навеянное грозными событиями 1941 года. Основные части симфонии –
первая и четвертая. Первая часть – это борьба, а четвертая – грядущая победа». В
победу Шостакович свято верил – ведь предисловие было написано в те дни, когда
враг все еще находился недалеко от Москвы, а до переломной Сталинградской битвы
оставалось более полугода.
Премьера проходила при аншлаге в зале,
заполненном бойцами и командирами Куйбышевского гарнизона, работниками оборонных
предприятий. В театр пришли члены правительства страны, работники культуры,
местная интеллигенция, дипломаты и иностранные корреспонденты.
Концерт
транслировался всеми радиостанциями страны. После премьеры Шостакович сказал в
радиоинтервью: «Мы воюем во имя торжества разума над мракобесием, во имя
торжества справедливости над варварством. Нет более благородных и возвышенных
задач, чем те, которые вдохновляют нас на борьбу с темными силами гитлеризма».
Возможно, именно за эти слова, а также за демонстративное исполнение симфонии в
Москве и осажденном Ленинграде композитор попал в черный список личных врагов
Гитлера. Здесь под номером Д-147 значился сам Иосиф Сталин, под Е-21 – Илья
Эренбург, Т-93 – Алексей Толстой и многие другие работники советской культуры,
публично осуждавшие фашизм и его идейного вождя.
|