15 января на площадке галереи выступил театр «Кухня». Выпускники академии
культуры и искусств показали инсценировку Бернарда Шоу «Лечение музыкой». Пьесу,
которую классик назвал «пустячной», ребята превратили в интеллектуальный квест с
надрывом «под Достоевского».
Интересный опыт представили начинающие артисты и режиссер в рамках проекта
PRO-театр. Нестандартных сценических решений и актерских находок здесь хватало.
Хоть после авангардных «Семян ветра», которые продемонстрировали в
«Арт-Пропаганде» танцоры студии Павла Самохвалова, «Лечение» казалось
классической постановкой, не чуждой наивности. Однако он тоже отличался
интересной режиссерской задумкой. У Шоу «Лечение музыкой» представляло собой
родственную водевилю пьесу-шутку. Сам же автор намеренно небрежно
охарактеризовал ее жанр как «совершенно пустячная пьеска». В оригинале 22-летний
лорд Реджиналд Фицемби, служащий военного министерства, «спускает» на бирже
солидную казенную сумму, что приводит его к нервному срыву. Доктор устраивает
всеми оставленному Реджи лечение музыкой. Однако исцеляют молодого человека не
композиции, а их исполнительница. В постановке Артема Филипповского в
любовной истории звучит трагикомическая нотка. Жанровое определение «неврозы и
крики с пятью музыкальными паузами» точно отражает смысл того, что творится на
сцене. Реджиналд в исполнении Кирилла Барсукова мечется, как тигр в клетке,
заражая неврозом остальных персонажей. Декорации от страсти распадаются. Артисты
дразнятся, нападают друг на друга, обороняются... Интерьер гостиничной комнаты
из пьесы Шоу Филипповский превратил в боксерский ринг с перчатками на стульях по
углам. Атакует сначала Реджи, стремящийся оправдаться перед прагматичным
обществом и династией, честь которой он будто бы опозорил. Но скоро до зрителя
доходит, что защита нужна самому непутевому Реджи. Нервные крики и
марионеточные движения главного персонажа вызывает ассоциации с героями
Достоевского. Правда, то же относится и к другим действующим лицам.
Доктор-всезнайка (Юрий Тяпкин) чем-то напоминает Порфирия Петровича, а Страйга
Тэндридж у Елены Абрамовой – настоящая инфернальница. Но в какой-то момент роли
героев меняются, и здесь уже вспоминается лукавое высказывание самого Шоу: «Кто
есть кто; какую роль каждый из нас играет в обществе - уже не разберешь. Дайте
женщинам такие возможности, какие есть у нас, мужчин, я думаю, они нас
опрокинут». Этим «русификация» американского классика не ограничивается. Для
пущей убедительности введены реалии вроде «Ново-Пассита». А герой Реджи на
старорусский манер выкрикивает: «Ой, боюся!». Классические композиции, у
Филипповского зачем-то дополняют мелодии из известных кинокартин, а музыкальные
паузы сопровождаются еще и танцевальными номерами. Такой микс вызывал иногда
недоуменную улыбку сидящих в зале. Двусмысленность остается и в финале,
который трагичен почти как у Федора Михайловича. Вместо хеппи-энда со свадьбой,
как это было у Шоу, у Филипповского - разлука. Даже издевательский свадебный
марш звучит как похоронный, а конфликт остается неразрешенным. По мысли
режиссера, пьеса многозначна и допускает не одно толкование. «Это интересная
интерпретация банальной любовной истории, – объяснил Артем Филипповский. – Шоу
меняет местами мужчину и женщину. Даже доктор у него не соответствует своему
статусу. Автор пытается показать, что люди в обществе зачастую ведут себя не
так, как их представляют. «Переворачивая» героев, он смотрит, как это
воспринимает зал». Самарский зритель снова успеет оценить постановку
американской классики. В данный момент молодой театр «Кухня», появившийся весной
прошлого года и уже заявивший о себе на международном фестивале детского и
юношеского театрального творчества «На свет Щепкинской звезды» в Белгороде,
восстанавливает свой дебют - постановку пьесы Теннеси Уильямса «Предназначено
на слом».
|