Премьера кукольного спектакля «Маленький принц» готовилась без малого восемь
лет. Наконец, постановка была показана в лекционном зале Детской картинной
галереи. На выставке детского рисунка по мотивам произведения Антуана де
Сент-Экзюпери, которая в свою очередь посвящена 110-летию со дня рождения
писателя и 50-летию первого выхода «Маленького принца» в русском переводе.
Главным героем вечера стал постановщик спектакля Лев Митрофанов.
Экспозиция рисунков по мотивам «Маленького принца» с начала школьных каникул
работает в детской картинной галерее — в «Теремке» на ул. Куйбышева.
Представлены здесь графические и акварельные работы воспитанников художественной
школы, которая работает при галерее. Но кульминационным моментом экспозиции стал
кукольный моноспектакль известного самарского мастера-марионеточника Льва
Митрофанова — создателя и художественного руководителя театра «Лукоморье»,
который существует в Самаре не один год, но широкому зрителю практически не
известен. Митрофанов — личность в театральном сообществе вообще довольно
нетипичная. Он терпеть не может выставлять свою персону напоказ. Самарские
театралы считают его ярко выраженным одиночкой, готовым корпеть в своей
комнатушке при обычной общеобразовательной школе над очередной идеей ночи
напролет, и лишь изредка выходить «в люди». Но в итоге его постановки, как
правило, превосходят все ожидания. Каждый новый спектакль Митрофанова становится
событием в культурной жизни города. На счету кукольника не один десяток удачных
проектов, и, наверное, только он один имеет склонность готовить новую премьеру
целых восемь лет — как это было с тем же «Маленьким принцем», и показать
спектакль лишь один раз.
«Говорить о том, что я делаю спектакль совсем уж в одиночку — преувеличение,
конечно, - высказывается на этот счет сам Лев Митрофанов. - Колоссальную работу
проделывает моя дочь (Мария Митрофанова — профессиональный театральный художник,
дважды номинант национальной премии «Золотая маска», работает
художником-постановщиком в «Табакерке». - Прим. автора). На финальном
этапе подготовки «Принца» к нам присоединилась режиссер Ирина Петрова, которая
занималась постановочной частью. Наш звукорежиссер — самарский музыкант Сергей
Медведев, он же — небезызвестный Гуня Берман».
Все сложные монтировочные конструкции, кукольных персонажей (одних только
Маленьких принцев в спектакле сразу три) Митрофанов сделал своими руками. По его
словам, не только потому, что заказывать в мастерской — дорого, но и потому, что
пока сам делаешь куклу, по-настоящему «приручаешь» ее. В итоге сложнейшая
сценография спектакля потрясает воображение. Только для того, чтобы подготовить
площадку картинной галереи к показу, смонтировать декорацию, потребовалось три
дня. Действует в спектакле один актер - сразу и за Принца, и за Летчика, и за
Змею, и за Лиса... «Играя спектакль, я чувствую колоссальное волнение, -
рассказывает Лев Митрофанов. - Оно даже на голосе отражается. А чего больше
всего при этом хочется? Хочется чувствовать себя настоящим средневековым
скоморохом — к этому и стремлюсь».
«Маленький принц» у Митрофанова получился удивительно целостным и
законченным. Явно читается главная мысль, заложенная Антуаном де Сент-Экзюпери о
том, что «зорко одно лишь сердце, а самого главного глазами не увидишь».
Единственная проблема, с которой столкнулся автор спектакля, - это то, что
рассчитан он, прежде всего, на взрослого зрителя, а пришли в основном младшие
школьники. Да и на том спасибо — любезно помогла организовать показ директор
детской картинной галереи Нина Иевлева. Как говорит Лев Митрофанов, спектакль
привязан не к площадке, а к зрителю: чем он взрослее, тем лучше. Ведь
французский писатель создал не просто детскую сказку, а серьезную взрослую
философскую притчу.
Своей площадки у актера и режиссера по-прежнему нет, и вопрос, будет ли у
«Маленького принца» дальнейшая сценическая жизнь, весьма актуален. К сожалению,
есть большие сомнения в том, что самарский зритель получит возможность еще раз
увидеть его. И это очень печально: спектакль, который мучительно собирался и
ставился несколько лет, заслуживает, чтобы его видели и говорили о нем. В конце
концов, в Самаре нечасто можно увидеть театральные работы такого уровня: и
удивительно трогательные, и высокопрофессиональные одновременно.
|