Федосей Весняк и так и этак за день принимается. Ладит солнечное
колесо. Прокатить по двору солнце, отворить зимние ворота - вот забота Федосея.
Но больно морозы в этот день люты. Еще вчера худые снега поналетели, sло, откуда
- неведомо, на деревню навалилось. Перемочь эти дни - смекай мужик: как?
В старопрежние времена наши предки обожествляли солнце. На
полотенцах вышивали солнце, что "идет" по небосводу. Вышивальщицы верили, что,
утерев лицо таким полотенцем, близкий человек освободится от болести, сотрет с
себя приставшие худобы.
На прялках вырезали, рисовали защитные солнечные
знаки - посолони, свастеики, кресты. Вкладывали в узор веру, что когда сядет
девица прясть, то при тусклом свете лучины ее работа будет живее. Что солнышко
посветит, пособит той, что радеет о здоровье близких. По причелинам, по
наличникам катилось солнце, и sлые ветры, худые снега и морозы, пагубные дожди
отступят от избы, убоятся солнечных знаков. Об этом думали и в это верили
живущие землей люди.
Над крышей дома высился вытесанный конь. Вернее,
туловище коня вырубалось из ствола дерева, а голова - из мощного корня. Конь был
верен хозяину, служил службу великую, и образ его - как стража дома, что видит и
лес, и поле, и дальние угодья - хранил покой и благополучие в стенах.
Из
древних месяцесловов докатилась до нас такая поговорка: "Жили в лесу, молились
колесу". Этим колесом было солнечное изображение. И внутри дома, и снаружи наши
предки-язычники считали важным сохранить образ движущегося солнца. Но зимняя
пора, когда после угасания солнце вновь обретало силу и sила нечистая, темная
ожесточалась, - заставляла людей противодействовать тьме, тем тяжелым и худым
следам, что она оставляла после себя.
24 января был днем
морозов-худосеев. В дальний путь в этот день не собирались. В этом морозе -
гнесть sилы неведомой. От печи русской, с загнетки и с шестка, от порога, от
оконниц sила неведомая отогнана, из деревни выпровожена, - так вот морозы, по
земле идущие, она опакостила.
|