Фильм
«Аватар» именитого режиссера Джеймса Кэмерона,
который за несколько недель покорил миллионы зрителей, оказывается, снят по
книге русских фантастов Стругацких. Об этом заявляет сам писатель - Борис
Стругацкий.
76-летний фантаст утверждает, что сюжет «Аватара» полностью списан с цикла
романов братьев Стругацких «Мир полудня», вышедшего в середине
60-х годов прошлого века. Именно в этих книгах появилась планета Пандора,
которая изображена в картине, со всей ее удивительной флорой и фауной. По
задумке Стругацких, «Пандора – популярный курорт планетарного масштаба. Большая
часть ее покрыта джунглями, полными опасной неземной фауной вроде ракопауков и
тахоргов. По некоторым сведениям, в пандорианских лесах сосуществуют две
гуманоидные цивилизации. Несмотря на нечеловеческие усилия служб безопасности,
каждый год на Пандоре гибнут и калечатся десятки людей». Согласитесь, описание
цикла романов фантастов в литературных энциклопедиях очень напоминает сюжет
фильма «Аватар». «Американцы позаимствовали нашу идею, - говорит Борис Стругацкий. - Это очень
неприятно. Но я же не буду судиться с ними…» Создатель «Аватара» - режиссер Джеймс Кэмерон – утверждает, что сценарий
киноленты был написан им лично, в 1995 году. О претензиях русского писателя он
даже не подозревает, но во многих интервью упоминал, что «источником вдохновения
для сценария служили книги научной фантастики, прочитанные в детстве». При этом,
Кэмерон называл романы Эдгара Райса Берроуза, но ни слова не сказал про «Мир
полудня» Стругацких. А совпадений, при этом, множество. Так, например, в романе
«Беспокойство» на Пандору попадает и поселяется у аборигенов
биолог Михаил Сидоров (который в фильме «превратился» в морского пехотинца
Джейка Салли). В книгах Стругацких коренные жители планеты напоминают собак, в
фильме – кошек. Другой вопрос в том, что вся научная фантастика чем-то похожа
между собой. Как правило, авторы черпают идеи у коллег, дополняя и расширяя
задумки друг друга. А потому утверждать, что сценарий «Аватара» полностью
«содран» у Стругацких было бы неправильно. Однако сам фантаст с грустью думает
об оглушительном успехе картины: «На фильм, скорее всего, не пойду, - говорит Борис Натанович. - Хотя было бы
любопытно, что в Голливуде сделали из нашей идеи».
|