Главная | Регистрация | Вход | RSSВторник, 30.04.2024, 09:56

Развлекательно-новостной портал "САМАРА"

Форма входа
Мой Мир

Меню сайта
Архив записей
Женский дневник
[08.02.2011][Семья и секс]
Проверено на себе: неделя секса для двоих (2)
[08.02.2011][Женские вопросы]
Что у женщины на уме? (3)
[09.02.2011][Наши дети]
Ты станешь мамой (1)
[10.02.2011][Семья и секс]
Какой породы твой мужчина? (1)
[10.02.2011][Наши дети]
Забрать нельзя оставить. (1)
Реклама
Анонс
Поиск
Главная » 2010 » Январь » 19 » Театр драмы показал премьеру «Вишневого сада»
00:24
Театр драмы показал премьеру «Вишневого сада»

Ставить пьесы Чехова — опаснее некуда. Классик так обременен вековой историей постановок и наделен таким авторитетом, что к любой «Чайке» или «Вишневому саду» приковано пристальное внимание. Плюс к тому юбилей - 29 января отмечается 150 лет со дня рождения Антона Павловича Чехова. Несколько лет назад, в предыдущий чеховский юбилей, известный драматург и идеолог движения «новая драма» Михаил Угаров выступил даже со статьей «Чехов и Пустота», предлагавшей на некоторое время положить классика «под сукно» или ввести налог на постановку его пьес — мол, так устарел и затерт, что стал совершенно пустым.

Но не иметь Чехова в репертуаре – по-прежнему не комильфо.

Самаре тут чуть легче - история чеховских постановок у нас не так обширна, хотя театральный контекст не спрячешь (есть, в конце концов, телевизор и гастроли, и все хоть раз слышали про Лопахина-Высоцкого или даже ходили на шестичасовую версию Някрошюса). «Вишневый сад» - парадокс - на сцене Самарской драмы вовсе не шел. Чеховскую пьесу ставили только в ТЮЗе — в 1963-м Михаил Островидов и в 1972-м Лев Шварц. Не так давно в Сызрани «Сад» шел в постановке Виктора Курочкина.

В Драме ставить русскую классику позвали варягов. Американский режиссер Адриан Джурджиа и художник Данила Корогодский сначала выпустили «Шесть персонажей в поисках автора» Пиранделло с отрывком из «Вишневого сада» внутри, а теперь представили «полнометражного» Чехова.

Он оказался не таким радикальным, как отрывок. Все первое действие вообще невозможно было ответить на вечный «проклятый» вопрос: о чем играют? Эклектика мешала внятности. Хотя интересный (не сказать, что оригинальный) композиционный ход сохранился с Пиранделло: действие началось с последнего акта, с отъезда и рубки сада. На сцене высилась стена типовой многоэтажки (декорация из Пиранделло) с цветком вишни в каждом окне. Женщины - в белом театральном гриме, мужчины - в светлых костюмах. Епиходов (интересная работа Виталия Жигалина) чуть не поцеловал изящную, замученную, с нарочито простым выговором Варю (Надежда Якимова), но так и не сделал предложения. Шарлотта (замечательно харáктерная Нина Лоленко) в ярости разбила на части плачущую куклу младенца, требуя нового места. Раневская под занавес страшно рыдала, причитая о саде. А после стена «отъехала» вглубь и все началось, как положено, с прибытия в усадьбу.

Посреди пустой сцены (какой уж тут сад) выстроился какой-то игрушечный мирок, с детской кроваткой, маленькими картонными домиками, волчком, свистком, лошадкой – та самая детская, с тем самым глубокоуважаемым шкафом. На трехколесной лошади будет катать Раневскую Гаев (Владимир Сухов), когда Лопахин предложит вырубить сад на дачи. Раневская самозабвенно визжит – рассудительного купца (Виталий Жигалин с накладной бородкой угрожающе похож на Ленина) здесь действительно не слышат, как и Варю, всегда напряженную по поводу безденежья. Все живут минутой – вот сейчас вернулись домой из-за границы, и так это здорово – запустить волчка или забраться на шкаф… И даже про маму, которая «в белом платье гуляет по саду», Раневская (канонический текст интересно разобран на новые смыслы и мизансцены) просто пошутила, подсмеявшись над вечно тревожной Варей. Но во всем этом веселье нет детской беспечности – слишком много нервов.

 Довольно долго из этих обрывков гротеска, психологизма, истерических выплесков, эротики (это когда Яша (Олег Белов) невозмутимо стянет зубами с Дуняши (Алина Евневич) панталоны), комических деталей и просто непонятностей не складывается никакой интонации. Понятно, что режиссер не педалирует социальный смысл – но ничего другого, в общем-то, тоже не предлагается. Нарочито театральные ноты перекочевали из предыдущего спектакля только частью – чуть-чуть остались у Раневской, временами появляются у Вари, сохранился гротескный образ Шарлотты – но той условно-театральной трактовки, что была в Пиранделло, здесь нет.

И только в сцене бала в усадьбе, несмотря на откровенно вставные номера (Шарлотта зачем-то долго показывает фокусы, а Раневская поет на французском – хорошо, правда, поет), спектакль набирает силу. Во многом – благодаря чудесной, просто созданной для роли Раневской Ольге Агаповой («СамАрт»). Яркая рыжеволосая красавица в кружевном платье, совсем еще молодая, склонная к театральной аффектации, бездумным выходкам и внезапным откровениям о затаенной боли, Раневская в этом спектакле стремится сама произвести все, чего ей не хватает в жизни. Ей нужно то интереснее, то пронзительнее, и всегда - быстрее и острее.

На балу в этом порыве начинают жить все. В этом почти полном отсутствии перехода от танцев в уродливых масках (Раневская надела мартышку) к резким выкрикам-вопросам – где же Гаев, почему его нет, ведь торги закончились!, в Варином безысходном: «Мамочка! Да не  могу я ему сама предложение сделать!» и в том, как беззлобно и с недоверием к самому себе Лопахин топчет стулья теперь уже ЕГО усадьбы – есть ощущение падения. Оно неуклонно, как неотвратимо, с угрожающим звуком, движется стена многоквартирного дома, оттесняя людей на авансцену. Это все, что осталось – прокрутить еще раз несколько финальных мизансцен – мы их уже видели, только теперь те же движения и реплики режут острее.

И под мощные аккорды «Сарабанды» Генделя забытый (все-таки забытый) Фирс, взяв за руку маленького мальчика в матросском костюмчике (это ведь утонувший сын Раневской, все понятно) скажет: «Жизнь-то прошла, словно и не жил». Это не новый строй и не новые люди смели вишневый сад. Это жизнь его владельцев скатилась под уклон, как рано или поздно случается с каждой жизнью.

Просмотров: 545 | Добавил: maikkorsar73 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Реклама
Видеоприколы
Календарь
«  Январь 2010  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Друзья Сайта
Реклама
Заказ цветов
Статистика
код