29 января исполнится 150 лет со дня рождения Чехова. Самарские театры готовят
к этой дате премьеры по произведениям классика. Первым вступает Театр драмы.
Будет представлен «Вишневый сад». Премьера состоится в пятницу и субботу.
Пьесу 1903 года, пережившую в 20 и 21 веке множество интерпретаций в театре и
кино (в Самаре не так давно видели версию знаменитого литовца Эймунтаса
Някрошюса) в театре драмы ставят те же варяги, что поставили в сентябре «Шесть
персонажей в поисках автора» Пиранделло. Спектакль американца Адриана Джурджиа и
Данилы Корогодского (художник - сын знаменитого педагога и режиссера Зиновия
Корогодского) вышел неоднозначным и вызвал разные отклики. В версии Самарской
драмы в театре до прихода персонажей репетируют не пьесу самого Пиранделло, как
было у автора, а чеховский «Вишневый сад». Очень странный «Вишневый сад».
Это очень нервный и полный энергии отрывок пьесы, от которого веет Ибсеном:
здесь всё на грани и готово сорваться. Актеры играют в белом гриме, с
преувеличенными интонациями, все чуть-чуть шуты — все-таки играют актеров. Здесь
очень экзальтированная, но молодая и полная жизни Раневская (прекрасная Ольга
Агапова), Яша, изображающий ее преданную собачку (Олег Белов), Шарлотта в
боксерском костюме, с куклой-двойником (замечательно характерная Нина Лоленко),
седеющий студент Петя (Дмитрий Зенчев). Все актеры очень точно попали в роли, и
одновременно всё живо, никакой чинности и много странностей. Шарлотта пропевает
монолог о своей несчастной жизни на мотив романса, женщины устраивают пикник на
траве и давятся яблоками на петино «Надо работать!», Яша очень откровенно
развлекается с Дуняшей (Алина Евневич)...
И вольно или невольно, кусок «Вишневого сада» в спектакле ответил на главный
вопрос. Что реальнее, жизнь или искусство, персонажи или люди? - спрашивает
Пиранделло. Искусство — утверждал спектакль Адриана Джурджиа. Реальнее,
определеннее и интереснее. Кусок «Вишневого сада» был застроен до последнего
движения. Ни единого провиса — комар носа не подточит. Как только на сцену
выходили Персонажи, картина менялась.
Неудивительно, что отрывок решили расширить до целого спектакля. В тех же
декорациях (тут можно усмотреть как экономию, так и попытку выстроить дилогию) и
с тем же актерским составом. Хорошо, если в «Вишневом саде» удастся сохранить
энергию и живость отрывка и добавить смыслов.
|