Главная | Регистрация | Вход | RSSВоскресенье, 29.12.2024, 06:01

Развлекательно-новостной портал "САМАРА"

Форма входа
Мой Мир

Меню сайта
Архив записей
Женский дневник
[08.02.2011][Семья и секс]
Проверено на себе: неделя секса для двоих (2)
[08.02.2011][Женские вопросы]
Что у женщины на уме? (3)
[09.02.2011][Наши дети]
Ты станешь мамой (1)
[10.02.2011][Семья и секс]
Какой породы твой мужчина? (1)
[10.02.2011][Наши дети]
Забрать нельзя оставить. (1)
Реклама
Анонс
Поиск
Главная » 2011 » Апрель » 2 » Этот день в истории края. Стройнадзор старой Самары
17:44
Этот день в истории края. Стройнадзор старой Самары
2 апреля 1851 года была образована Самарская губернская строительная и дорожная комиссия, ведавшая строительным делом и состоянием дорог в губернии.

   Единые для всей России нормативы по строительству зданий, городов и дорог начали разрабатываться еще при Петре I, но только Екатерина II в 1785 году подписала первое в истории государства «Городовое положение», в котором строительные нормы были собраны в одном законодательном акте. Это положение действовало вплоть до 1843 года, пока Николай I высочайше не утвердил «Строительный устав Российской империи». Отныне для контроля над соблюдением всех пунктов этого документа в губерниях учреждались особые строительные и дорожные комиссии, состоявшие при канцелярии губернатора и ему подчинявшиеся.

    В Самарской губернии такой контролирующий орган был образован всего лишь через три месяца после ее открытия – 2 апреля 1851 года. Работы у нового ведомства с самого начала было очень много. Например, при застройке Самары требовалось не только соблюдать ее «геометрический» план, впервые утвержденный еще Екатериной II, но также «склонять обывателей к возведению каменных домов, а ежели и деревянных, то на каменном фундаменте». Это требование в Уставе появилось неспроста, поскольку деревянная Самара только в течение XIX века 16 раз выгорала целиком или почти целиком. Однако горожане и в те времена не отличались законопослушностью: в 1847 году в Самаре насчитывалось 1645 жилых домов, и из них только 62 каменных, поскольку строить здания из дерева было гораздо дешевле. Лишь опустошительные самарские пожары 1848 и 1850 годов показали, что скупой платит дважды, и к концу 1851 года в городе уже было построено 253 каменных здания.
    В течение нескольких последующих лет Самарская губернская строительная и дорожная комиссия стала влиятельным органом административной власти. В частности, комиссия утверждала проекты и облик фасадов частных домов, выдавала разрешения на постройку фабрик, заводов, мельниц и прочих объектов, рассматривала прошения домовладельцев о перестройке зданий, и, конечно же, следила за выполнением всех противопожарных требований при строительстве. В уездных центрах за соблюдением устава следил городской архитектор, который давал разрешение на возведение частных жилых домов.
    В Самаре надзором за строительством домов, прочих зданий и сооружений занималась городская дума. В 1870 году был создан ее исполнительный орган - городская управа, к которой с этого момента перешли все дела, связанные со строительством. Но и она все свои проекты обязана была согласовывать с губернской строительной и дорожной комиссией. Так, при непосредственном участии комиссии все казенные здания в Самаре и уездных центрах после 1851 года стали строить только из камня. При их возведении архитектор обязан был проследить, чтобы строители в ходе работ строго выполнили все противопожарные требования. Например, печи необходимо было в обязательном порядке ставить только в удобных и безопасных в пожарном отношении местах.
    Нормативы «Строительного устава» распространялись также и на общественные здания, к которым относились гостиные дворы, городские амбары, заведения общественного призрения, помещения для военного караула, и так далее. Например, в этом документе было записано, что «...казенные строения крыть железом или черепицею», что положено было «городские амбары строить в местах, безопасных от огня и наводнения», а различные торговые лавки предписывалось «строить только каменные. Всякие деревянные пристройки и деревянные лестницы к ним воспрещаются».

    Самарским жителям бедного состояния, имеющим дворовое место по улице менее 10 саженей, дозволялось строить деревянный дом на каменном фундаменте, но по бокам обязательно с брандмауэром - сплошной каменной или кирпичной стеной без окон и дверей, по высоте превышающей крышу дома. В старой части Самары брандмауэры у некоторых домов можно видеть вплоть до сегодняшних дней.

    К началу ХХ века в Самаре уже были выстроены каменные здания самых разнообразных функциональных назначений: вокзал, торговые пассажи, лечебные заведения, гимназии, училища, элеваторы, заводы, театр, банки и прочее. Кроме зданий общественного и делового назначения, из кирпича и камня в это же время возводились двух- и трехэтажные особняки богатых людей, доходные дома, частные бани, магазины, и так далее. Правда, такие помпезные здания украшали только центральные улицы города. А вот чуть подальше от центра в начале века в основном стояли лишь одноэтажные каменные дома. Окраинные же районы Самары и в эти годы по-прежнему продолжали застраиваться одно- и двухэтажными деревянными домами, но на каменном фундаменте.
    Хотя эта губернская комиссия по названию была не только строительной, но и дорожной, контроль над дорогами в ее деятельности занимал не самое значительное место. Объяснялось это просто: в XIX веке дороги в России сильно отличались от тех, которые мы знаем сейчас. В частности, понятия «дорога с твердым покрытием» тогда не существовало вообще. Мостить улицы булыжником в Самаре начали только при губернаторе Гроте, да и то лишь на некоторых центральных улицах, а за ее пределами все дороги были грунтовые.

    Поэтому дорожная деятельность комиссии ограничивалась проверкой лишь некоторых трасс губернского значения, которые соединяли Самару с уездными центрами. Эти дороги должны были быть определенной ширины, без колдобин и ухабов, а мосты на них содержаться в исправном состоянии. По всей трассе полагалось устанавливать верстовые столбы, а на перекрестках – указатели направления на губернский или уездный центр. Этой работой должно было заниматься правление соответствующей волости, через земли которой проходила дорога губернского значения. Волостям на ее содержание из губернской казны ежегодно перечислялись необходимые средства. За правильностью их расходования следила все та же строительно-дорожная комиссия.
Просмотров: 727 | Добавил: maikkorsar73 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Реклама
Видеоприколы
Календарь
«  Апрель 2011  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930
Друзья Сайта
Реклама
Заказ цветов
Статистика
код